Выпуск № 10 от 04 декабря 2014 года — Важный момент, о котором стоит помнить родителям и руководителям

С Вами Рассылка делового человека и Алексей Дудин — ее автор и ведущий.
Сегодняшняя тема — тема силы и важности личного примера.

Важный момент, о котором стоит помнить родителям и руководителям


Внимание

Достаточно часто езжу на автомобиле. И порой вижу такую картину. Регулируемый перекресток, пешеходный переход. Автомобилям горит зеленый сигнал светофора, пешеходам красный. Однако, несмотря на это какой-нибудь пешеход гордо подняв голову, неспешно пересекает дорогу. И пол беды, когда так поступает одиноко идущий взрослый человек. Гораздо хуже, когда он за руку ведет ребенка или катит его в коляске. Ведь в таком случае взрослый человек подвергает риску не только собственную жизнь и здоровье, но вместе с тем жизнь и здоровье малыша.

Буквально на днях имел возможность лицезреть очередной пример на эту тему. Еду по дороге. Впереди светофор. Пешеходам горит красный свет, автомобилям зеленый. Однако, несмотря на это дорогу переходит женщина с мальчиком лет шести-семи. «Бибикаю», чтобы привлечь внимание пешеходов и вместе с тем, разумеется, притормаживаю. Ребенок поворачивается, прибавляет шаг и дергает ведущую его женщину за руку. «Тетя-мотя» же продолжает гордо шествовать, даже не поворачивая своей головы в мою сторону. Она видите-ли идет по зебре, и пофиг ей на то, что пешеходам горит красный свет светофора, а автомобилям зеленый, а также на то, что рядом с ней ребенок. Оценить ее возраст и предположить, кем она является ребенку, мамой или бабушкой, не могу, потому как на ней одета длинная дубленка, а голову скрывает капюшон. В итоге пропускаю пешеходов, идущих не на свой сигнал светофора, и затем продолжаю свой путь.

В этот раз для них все закончилось благополучно, но ведь все могло быть по-другому. Ситуации бывают разные. Водитель автомобиля, перед которым они решат перейти дорогу может слишком поздно заметить пешеходов, или может быть пьян, тормозная система автомобиля может быть неисправной или дорога может быть заледенелой. Одним словом водитель может не затормозить вовсе или сделать это слишком поздно. И трагедии в таком случае не избежать.

Думаю, описанные вещи очевидны и понятны всем.

Но кроме данных моментов есть еще один аспект, который при обсуждении подобных историй зачастую ускользает от внимания и осмысления.

Если родитель, бабушка, дедушка, тетя, дядя или иной родственник ведет ребенка на красный свет светофора, то взрослый своим поведением демонстрирует ему, что можно нарушать правила дорожного движения и не ждать зеленого сигнала светофора.

И ребенок «впитывает это как губка». У него начинает формироваться пренебрежительное отношение к сигналам светофора и правилам дорожного движения.

И, естественно, когда малыш будет самостоятельно переходить дорогу, он, скорее всего, станет действовать так, как это делал его взрослый родственник, т.е. переходить проезжую часть не по правилам дорожного движения, а в любом месте и в любой момент когда ему вздумается.

Дети формируют свои привычки и модели поведения, наблюдая за взрослыми и подражая им. При этом они воспринимают в большей степени не слова, а дела.

Это значит, что если родители назидательно говорят ребенку «держи осанку!», «переходи дорогу только на зеленый свет!», «занимайся спортом!», «не кури сигареты!», а сами поступают наоборот, то вряд ли ребенок прислушается к их словам.

В противоположность этому если ребенок видит, что взрослый делает так, как говорит, то он с большей долей вероятности примет соответствующее правило как естественную для него норму поведения и будет ее соблюдать, даже когда рядом нет взрослого человека, контролирующего его поведение.

Личный пример имеет огромное значение. Поэтому если Вы хотите чтобы Ваши дети с доверием, вниманием и уважением относились к Вашим словам, то будьте для них примером - поступайте последовательно и сообразно своим словам.

Кроме отношений «родитель-ребенок», есть еще одна сфера жизни, где личный пример имеет столь же большое значение. Речь идет о таких категориях отношений как «руководитель-подчиненный» и «лидер-последователь».

Если руководитель (лидер) декларирует одно, а сам поступает по-другому, то подчиненные (последователи) в лучшем случае не будут воспринимать его слова всерьез, а в худшем просто через некоторое время уйдут из компании (команды), устав от двойных стандартов. Либо будут как дети в присутствии взрослых вести себя одним образом, а при отсутствии контролирующего ока совершенно иначе.

И, разумеется, ни первый, ни второй вариант будет не на пользу делу.

В противоположность этому, если руководитель (лидер) ведет себя сообразно своим словам, то это не только способствует повышению сплоченности и работоспособности коллектива (команды), но и побуждает подчиненных (последователей) вести себя также ответственно как это делает их первое лицо.

Именно поэтому, если Вы являетесь родителем и/или руководителем, то я призываю Вас помнить о важности и силе личного примера и использовать его в своей практике. Уверен, что если Вы своими делами будете подтверждать Ваши слова, т.е. будете положительным личным примером для своих детей и/или подчиненных, то сможете достичь в вопросах воспитания детей и управления коллективом поистине больших результатов.

С уважением,
Дудин Алексей
юрист и бизнес-консультант
www.adudin.ru

Дудин Алексей Сергеевич
+7 (988) 960-01-01