Споры с налоговиками из-за сомнительных контрагентов
Автор: Дудин Алексей
Юрист, бизнес-консультант
Персональный сайт: www.adudin.ru
Статья опубликована:
- в издании «Бизнес журнал Волгоградский», 2012, № 10 (70)
В процессе деятельности компании у нее может возникнуть спор с налоговым органом, который по итогам выездной налоговой проверки пришел к выводу о необоснованном уменьшении компанией налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а также необоснованному получению вычета по НДС.
Наиболее распространенными причинами таких споров является то, что поставщик или подрядчик компании, оказывается фирмой:
- «прокачивающей» финансовые потоки, с которых не уплачиваются налоги;
- не имеющей оборудования, персона, офиса и т.п.;
- руководителем и/или учредителем которой значится человек не подозревающей об этом или который заявляет что он передал кому-то факсимиле со своей подписью, но в деятельности фирмы и управлению ею не участвовал.
Обнаружив подобного контрагента, налоговики делают вывод о получении компанией необоснованной налоговой выгоды, доначисляют налоги, пени и привлекают компанию к ответственности.
Для защиты своих интересов, компании, потребуется оспаривать решение налогового органа. В обоснование своей позиции компании следует приводить следующие аргументы:
- отсутствие законодательного перечня действий, которые должна совершить компания для выбора и проверки контрагентов;
- презумпцию добросовестности налогоплательщика;
- реальный характер взаимоотношений с контрагентом;
- неизвестность для компании фактов нарушения контрагентом действующего налогового или иного законодательства;
- необходимость толкования сомнений в виновности налогоплательщика в пользу его невиновности, а не в качестве подтверждения его вины.
Для предотвращения возможных споров с налоговым органом имеет смысл тщательно выбирать контрагентов и наладить в компании систему проверки всех будущих партнеров до заключения сделки. В ходе проверки полезно запрашивать копии учредительных и регистрационных документов контрагента, проверять полномочия подписанта договора, а также изучать информацию о контрагенте, размещенную в открытых источниках сети Интернет.