Сократить по правилам.
Автор: Дудин Алексей
Юрист, бизнес-консультант
Персональный сайт: www.adudin.ru
Статья опубликована в Издании Волгоградской торгово-промышленной палаты «Южный деловой вестник» № 6 (329) от «31» августа 2018 года, стр. 6.
Каждому руководителю, решившему провести сокращение численности или штата работников компании, важно не только знать ключевые моменты соответствующей процедуры, но и понимать последствия, к которым может привести нарушение установленных законом требований.
Только располагая всей полнотой информации можно осмысленно подойти к планированию и реализации кадровых решений так, чтобы либо полностью избежать риска наступления негативных последствий, либо максимально снизить его. А, не зная цены ошибочного управленческого решения, можно легко «нарубить дров».
Все возможные последствия нарушения процедуры сокращения с теоретической точки зрения можно разделить на три вида:
- правовые;
- экономические;
- репутационные.
К числу правовых последствий можно отнести восстановление уволенных работников на работе по решению суда, а также проведение проверки действий компании со стороны трудинспекции и прокуратуры, с последующим привлечением компании (как юридического лица) и ее руководителя (как должностного лица) к ответственности за нарушение трудового законодательства РФ по статье 5.27 КоАП РФ. Санкция названной статьи, к слову сказать, предусматривает в качестве наказания не только штраф, но и в ряде случаев дисквалификацию (лишение физического лица права замещать определенные должности).
К экономическим последствиям можно отнести появление у компании расходов, связанных с оплатой штрафов, наложенных контрольно-надзорными органами, а также с оплатой работникам, восстановленным по решению суда, вынужденного прогула, с выплатой компенсации морального вреда, с возмещением судебных издержек. Чем более высокооплачиваемыми сотрудниками были уволенные люди, а также чем серьезней были допущенные нарушения и чем длительней были судебные процессы, тем больше будут соответствующие расходы компании.
К репутационным последствиям можно отнести ухудшение имиджа компании в глазах работников, клиентов и партнеров.
Однако, это деление весьма условно и зачастую возможно только в теории. Потому что на практике, в большинстве случаев, все указанные виды последствий объединяются в неразделимое целое.
Приведут пример. Если сотрудник, которого компания незаконно уволила при проведении процедуры сокращения численности или штата своих работников, пожалуется на допущенные в отношении него нарушения, а затем посредством обращения в суд добьется восстановления на работе, то работодатель получит полный спектр последствий — и правовых и экономических и репутационных. Будет все — штраф, обязанность восстановить работника на работе, необходимость выплатить ему присужденные суммы. Кроме того будет и общественное порицание в виде неодобрительных взглядов и слов со стороны чиновников, судей, а также членов трудового коллектива компании, сочувствующих уволенному работнику.
Бывают, конечно, и исключения. Например, если работник не будет обращаться в суд и трудинспекцию, а ограничится обсуждением в личном кругу или тематических страницах в Интернет-пространстве, то для компании наступят только репутационные последствия.
Но, это только вначале. В дальнейшем вполне могут появиться и экономическо-правовые последствия. Так, например, информация, размещенная работником на форуме в Интернете, может через какое-то время стать предметом изучения со стороны службы безопасности предприятия, от которого компания хочет получить отсрочку платежа. А может попасть в поле зрения инспектора банка, в котором собирается кредитоваться компания. И если подобной информации о недобросовестных действиях компании при проведении процедуры сокращения найдется много, то отсрочки платежа и кредита компания может просто не получить.
А слухи внутри компании слухи о допущенной несправедливости по отношению к уволенному работнику могут снизить лояльность персонала к работодателю и привести к снижению производительности.
Вероятность наступления для компании негативных последствий, вследствие допущенных нарушений законодательства РФ при проведении процедуры сокращения, а также их масштаб зависит от того как много людей было уволено и насколько грубыми были допущенные нарушения.
Практика показывает, что чем более массовым будет увольнение персонала в рамках процедуры сокращения численности или штата работников и чем серьезнее более серьезными будут отступления от требований закона, тем чаще, активней и озлобленней (если даже не сказать яростней) будут обращения работников, недовольных сложившейся ситуацией, в судебные, контрольно-надзорные органы и СМИ.
Соответственно, для того чтобы в максимально возможной степени снизить вероятные риски наступления негативных последствий при увольнении персонала, нужно проявлять осмотрительность и соблюдать требований закона. В тех случаях, когда можно избежать массового сокращения его следует избегать.
Кроме того специалисты по сопровождению процедур сокращения численности и штата работников часто отмечают, что нужно не только соблюдать требования закона, но и стараться сохранить нормальные отношения с теми людьми, с которыми компания расстается. Здесь сработает известное всем «продажникам» правило довольного клиента — довольный приобретением и обслуживанием клиент поделится информацией с друзьями, коллегами и знакомыми. А у компании за счет этого появятся новые клиенты.
Человек же, оставшийся недовольным, рассказами о своем негативном опыте отбивает желание обращаться в компанию у восьми-десяти потенциальных клиентов.
Также и сотрудник, считающий что работодатель нарушил его права, способен своим активным распространением негативной информации серьезно навредить компании.
Тогда как работник, все действия в рамках процедуры увольнения в отношении которого были проведены законно и вежливо, с высокой долей вероятности останется удовлетворен полным соблюдением его прав и жаловаться не станет.