Принцип двух морковок
Автор: Дудин Алексей
Юрист, бизнес-консультант
Персональный сайт: www.adudin.ru
Статья опубликована:
- в журнале «Деловой Волгоград», 2012, № 7 (59)
Статья расскажет Вам о том, как легко и просто можно мотивировать себя и других людей
Ленивых не бывает, бывают незамотивированные
Каждый человек стремится к удовольствию и избегает боли. При этом у каждого из нас есть сформировавшаяся поведенческая стратегия, ориентированная в большей степени либо на достижение побед и результатов (т.е. мотивация «к»), либо на избегание проигрышей и сопутствующих им негативных моментов (т.е. мотивация «от»).
Когда решается вопрос о достижении какой-либо цели, то каждый из нас начинает прикидывать, какая выгода будет от достижения намеченного результата и какие будут последствия, если все «спустить на тормозах». В зависимости от предполагаемых выгод или потерь, а также привычной поведенческой стратегии человек либо начинает стремиться к цели, либо остается к ней равнодушным.
Чтобы добиться мотивации, движущей человека к нужному результату, важно задействовать как позитивную мотивацию с предвкушением выгод и удовольствия от достижения цели (морковка спереди), так и негативную мотивацию — с неблагоприятными последствиями, которые появятся, если цель не будет достигнута (морковка сзади).
Как повесить «морковку спереди»
Предстоящая выгода от достижения цели, т.е. «морковка спереди», начинает манить человека достичь запланированного результата, только если она «вкусная». Важно, чтобы ожидающие впереди бонусы и результаты сулили позитивные ощущения и эмоции (радость, уверенность, гордость и т.п.). Эффективное представление «морковки спереди» (в случае работы с собственной мотивацией) или ее описание другому человеку (в случае работы с мотивацией сотрудника) связано с созданием ярких, насыщенных и эмоционально притягательных образов достижения цели.
Как разместить «морковку сзади»
Чтобы «морковка сзади» реально подталкивала к достижению цели, важно, чтобы возможные последствия были ощутимыми и значимыми для человека. Незначительные моменты мотивируют слабо. Нужно что-то весомое, существенное. «Морковкой сзади» может быть как реальная утрата чего-то имеющегося (репутации, финансов, сложившихся отношений и т.п.), так и упущение возможностей и выгод, которые имелись бы при достижении целей.
Получите выгоду для себя прямо сейчас!
Практика бизнес-тренеров и консультантов говорит о том, что все советы и рекомендации, которые оставлены без моментального внедрения, очень редко потом претворяются в жизнь. Причина тому — огромное количество информации, которая ежедневно обрушивается на современного руководителя и требует внимания. Поэтому если Вы хотите получить пользу от прочтенной статьи, выдели около 10 минут времени и прямо сейчас сделайте следующее.
Для себя лично
Вспомните о своей цели или мечте, воплощение которой в жизнь Вы постоянно откладываете. Подумайте, в чем будет Ваша выгода от достижения цели. Сделайте выгоду «вкусной». Ощутите во всей полноте те образы, звуки, эмоции которые будут сопровождать Вас в момент «сбытия мечт». А теперь схожим образом поработайте с «морковкой сзади». Позвольте себе проработать описанные моменты качественно, затем оцените, насколько изменилась Ваша мотивация.
Для своего бизнеса
Вспомните о ближайших целях и задачах, к достижению и решению которых Ваш персонал относиться «с прохладцей». Подумайте, какими «кнутами» и «пряниками» Вы могли бы повысить мотивацию сотрудников? Насколько для персонала «вкусна» предлагаемая Вами «морковка спереди» и насколько страшна «морковка сзади»?