Политика корпоративного масштаба

Автор: Дудин Алексей
Юрист, бизнес-консультант
Персональный сайт: www.adudin.ru

Статья опубликована:

  • в журнале «PROДЕНЬГИ», № 3 (16), 07-08.2012, стр. 30-32

Все больше компаний сегодня задумываются о корпоративной политике. Немалую роль в этом играют международные стандарты серии ISO. Так, например, при создании и внедрении в компании менеджмента качества по стандарту ISO 9001 разработка документированной политики в области качестве является обязательной. Аналогичные требования содержатся в стандарте ISO 14001 (система экологического менеджмента), а также спецификации OHSAS 18001 (система профессиональной безопасности и здоровья).

Однако зачастую создание политики осуществляется «для галочки». Например, для того чтобы пройти сертификацию, или для того чтобы разместить на видном месте в рамочке и показывать клиентам и партнерам — мол, смотрите какие мы продвинутые. В итоге вместо эффективного инструмента управления компанией получаем эффектный фетиш, о котором все забывают через неделю после «повешения» его на стену. А ведь все может быть и совершенно по другому. Правильно разработанная и внедренная корпоративная политика может стать хорошим инструментом, помогающим как в управлении компанией, так и в ее развитии.

Данная статья как раз и призвана помочь понять, что такое корпоративная политика «и с чем ее едят» с тем, чтобы ее можно было эффективно использовать.


Знание одного принципа заменяет знание сотни фактов

Есть знаменитое выражение о том, что знание одного принципа заменяет знание сотни фактов. Это как нельзя лучше подходит к корпоративной политике, потому что она представляет собой основные принципы, которыми руководствуется компания в ходе своей деятельности. Среди таковых принципов могут быть, например, принципы «Выяснять ожидания каждого клиента перед заключением сделки», «Всегда стремиться превосходить ожидания клиента», «При проведении любых закупок запрашивать коммерческие предложения не менее чем от трех поставщиков и выбирать наиболее выгодное», «При предоставлении клиенту отсрочки платежа всегда напоминать ему о приближении согласованных сроков оплаты» и т.п. А могут быть и совершенно другие. Все зависит от компании и специфики ее деятельности.

Основная ценность корпоративной политики в том, что она задает четкие ориентиры для руководителей и сотрудников компании, как в ходе текущей деятельности, так и при решении каких-то нестандартных задач. Давайте представим, что ваша корпоративная политика требует проводить закупки, получив предложения не менее чем от трех поставщиков и выбрав из них наилучшее. Как это может работать? Предположим, что в отделе снабжения начал работать новый сотрудник. Знание указанного принципа позволит ему с первых дней работы иметь четкий ориентир в работе. Кроме того, наличие данного принципа создаст дополнительные препятствия сотрудникам отдела снабжения, которые порой злоупотребляют своим положением и производят закупки у «своих» компаний.


Без документа не обойтись

Поскольку ключевые принципы работы компании, именуемые корпоративной политикой, являются элементом корпоративной (организационной) культуры, то, по сути, корпоративная политика в вашей компании имеется, даже если ее разработкой и внедрением вы никогда целенаправленно не занимались. Вот только принципы стихийно сформировавшейся корпоративной политики могут быть совершенно не теми, которые нужны. Так, среди негласных принципов, которых придерживаются сотрудники и руководители могут быть «Клиент в первую очередь сво…», «Нам все равно чего хочет клиент, главное взять с него максимум бабла», «Если в компании нет темы, с которой можно получать откаты, то в компании делать нечего», «Если про «дебиторку» особо не вспоминают, то незачем напрягаться и «шевелить» клиента» и т.п.

Именно поэтому важно в компании формировать, документировать, внедрять и поддерживать те принципы, корпоративной политики, которые будут помогать компании эффективно работать. В том случае, если компания недавно создана и корпоративная культура только формируется, то можно изначально снизить вероятность появления и проявления в коллективе негласной корпоративной «чернухи». В том случае, если корпоративная культура уже сложилась, то благодаря последовательным действиям можно добиться вытеснения мешающих компании принципов негласной политики на новые — полезные для компании. Естественно потребуется увязывать систему мотивации с вводимой в действие корпоративной политикой и осуществлять контроль за тем как политика реализуется на практике.

И необходим именно документ, который можно и нужно утвердить, а затем довести под подпись до сведения сотрудников. Во-первых, наличие документа, в котором «черным по русскому» для сотрудников предписаны определенные правила, дает им четкое понимание того, что с них будут спрашивать. Во-вторых, наличие документированной политики, доведенной под подпись вкупе с приказом об обязательности ее соблюдения, создает для сотрудников правовую обязанность следовать принципам, изложенным в корпоративной политике. Следовательно, нарушение требований локального нормативного акта, каковым будет корпоративная политика и приказ о введении ее в действие сможет быть основанием для снижения размера премии виновного, а также привлечения его к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение). В-третьих, документированный документ можно размещать там, где это необходимо для всеобщего обозрения (в офисе, на сайте, в рекламных материалах и т.п.) или прикладывать к какой-либо фирменной документации (например, политику в области качества в составе тендерного предложения компании на поставку продукции или выполнения работ для какого-либо заказчика).


Нельзя объять необъятное

Компания может иметь как корпоративную политику, в которой сведены все ключевые принципы компании в целом, так и политику в определенной сфере, например, в области качества, финансов, работы с персоналом и т.п. Как правило, развернутые политики в каждой из сфер бизнеса имеют крупные компании. Для мелких и средних фирм обычно более приемлем вариант в виде формулирования общей политики, содержащей ключевые принципы из разных областей.

Вне зависимости от того, какой вариант решите выбрать вы, помните, что сознание человека может одновременно оперировать объектами, количество которых находится в диапазоне 7±2. Именно поэтому целесообразно количество принципов, закладываемых в сводную корпоративную политику, либо корпоративную политику в определенной области ограничить указанным диапазоном. В число принципов корпоративной политики стоит включать самые значимые моменты, которые всегда должны быть в поле зрения и внимания персонала. Если ваша корпоративная политика будет состоять из красиво оформленного издания, содержащего 947 принципов, можете быть уверенными, что в вашей компании их никто знать и использовать в работе не будет. В лучшем случае будут только помнить что такой «талмут» есть и что оформлен он красочно.


Кто ответит за слова?

Решив разработать и внедрить корпоративную политику, многие компании стремятся прописать там красивые и пафосные лозунги. В том случае, если дела в компании действительно соответствуют принципам, закрепленным в политике, то это укрепляет репутацию компании и доверие к ней как со стороны персонала, так и со стороны клиентов и партнеров. А вот если между провозглашенными в корпоративной политике принципами и реальностью зияет огромная пропасть, то это, как правило, дает негативный эффект. Диапазон реакций на расхождение слов с делом может быть от улыбки до сильнейшего раздражения. Давайте представим, что клиент пришел в компанию, где одним из принципов корпоративной политики является утверждение о том, что клиент для компании это «наше все», при том, что в реальности клиенту не уделяют должного внимания, долго и с недочетами обрабатывают его заказа и т.п. Как минимум он пошутит на тему корпоративной политики, а как максимум «проголосует ногами», т.е. уйдет к конкурентам данной компании, и в своем профессиональном и личном кругах общения будет рассказывать о компании далеко не самые приятные вещи.

Именно поэтому при разработке и внедрении корпоративной политики важно убедиться, в том, чтобы закрепленные в ней принципы соответствовали действительности, а в том случае, если и было расхождение то совсем небольшое. Разукрупняйте глобальные принципы. Если вы не можете создать абсолютно все условия, при которых клиент может ощутить что он для вас самая главная ценность, но при этом вы можете обеспечить выполнение его заказа быстро, то лучше в корпоративной политике закрепить принцип быстрой обработки заказа клиента (который по факту хорошо выполняется) и еще один принцип (например, принцип обязательного вручения каждому клиенту небольшого подарка в момент закрытия сделки), который в дополнение к быстрой обработке заказа позволит ощущать клиенту свою важность для компании.

Лучше разработать и внедрить корпоративную политику, состоящую из 3 принципов, реализацию которых компания может точно обеспечить, нежели чем из 7 из которых большая часть работать в компании не будут. Одним словом, нужно отвечать за свои слова. В том случае, если собственнику и руководству компании очень хочется начать реализовывать все 7 принципов, то лучше 3 из них (выполнение которых можно обеспечить гарантированно) имеет сделать документированной корпоративной политикой, а 7 остальных принципов начать реализовывать, так сказать, в неофициальном режиме и отслеживать результаты, которые подскажут, стоит ли переводить неофициальные принципы в разряд документированной политики и если стоит, то когда именно. Использование принципа «+1», т.е. постепенности добавления к гарантированно выполняемым принципам еще одного для обеспечением выполнения которого необходимо прилагать дополнительные усилия дает хорошие результаты.


Кто тянет входы может остаться без урожая

Процесс внедрения корпоративной политики и ее планомерной реализации имеет определенную длительность. Абсолютно ошибочно ожидать, что сегодня вы внедрили корпоративную политику, а завтра она уже «в полный рост» работает на благо вашей компании. Нужно время, для того чтобы люди поняли, что от них ожидают и какими конкретными действиями в работе они смогут выполнить необходимые требования. В конечном итоге нужно время, для того чтобы они привыкли к мысли о том, что в компании, где они трудятся, есть четкая корпоративная политика. Именно поэтому, важно отвести на весь процесс достаточно времени и спланировать ряд мероприятий, которые помогут людям перейти в своей работе «на новые рельсы».

Полезным является проведение в коллективе обсуждений возможных принципов корпоративной политики; а также обучающих мероприятий, посвященных отработке новых стандартов работы, необходимых для реализации корпоративной политики. Кроме того, важно проводить оповещение о введении в действие корпоративной культуры с определенной даты с последующими напоминаниями об этом, проведение тренингов с целью практического освоения. Тем самым достигается процесс постепенной адаптации персонала к новым правилам игры.

В тех случаях, когда, образно говоря, в компании тянут всходы чтобы они быстрее росли, велик риск остаться без урожая.


В ногу со временем

В заключение хочется отметить, что мир не стоит на месте, и периодически происходят изменения самой компании, рынка на котором она работает, а также происходят изменения законодательства. В связи с этим, какие-то принципы корпоративной политики могут со временем утратить свою актуальность. В связи с этим важно периодически пересматривать корпоративную политику, для того чтобы дополнять ее новыми необходимыми принципами и исключать из нее неактуальные моменты. Подобный подход позволит обеспечить в любой момент времени четких ориентиров, понятных как персоналу, так клиентам и партнерам, что будет благотворно сказываться на деятельности компании.

Дудин Алексей Сергеевич
+7 (988) 960-01-01