Что делать с дебиторской задолженностью, чтобы она не потопила Ваш бизнес?

Автор: Дудин Алексей
Юрист, бизнес-консультант
Персональный сайт: www.adudin.ru

Статья опубликована в журнале «Деловой Волгоград», 2018, № 1-2 (125-126), стр. 24

Юрист Алексей Дудин

Отгремели новогодние праздники, и наступил черед трудовых будней. Руководители и собственники компаний начали строить очередные планы по расширению рынка сбыта и увеличению объема продаж. А параллельно с этим подводить итоги прошедшего года. И зачастую топ-менеджмент сталкивается с неприятным сюрпризом — наличием крупной просроченной задолженности со стороны клиентов.

Одни контрагенты просто забыли сделать необходимые платежи перед новогодними праздниками, другие объективно не имели на то финансовой возможности, третьи и вовсе не собирались рассчитываться вовремя.

В итоге у компании возникает просроченная «дебиторка», которая ведет к дефициту свободных оборотных средств и ограничению возможных финансовых и коммерческих маневров компании.

Если говорить образно, то любой просроченный долг для компании — это как пробоина в корпусе корабля. Чем больше пробоин и чем они крупнее, тем выше для бизнеса риск погрузиться ниже ватерлинии, а затем и вовсе отправиться на дно.

В связи с описанными обстоятельствами возникает вопрос: «Что делать?».

Ответ на него очевиден — действовать, причем незамедлительно.

Предпринимаемые для борьбы с «дебиторкой» действия должны быть разумными, последовательными и планомерными.

Во-первых, необходимо понять глубину и широту имеющейся проблемы во всех ее аспектах и нюансах. Для этого полезно определить общий объем просроченной «дебиторки», а затем разделить ее на две части. В первую включить наиболее значимые для компании случаи задержки контрагентами платежей (исходя из суммы и длительности просрочки), во вторую — все остальные долги. Для нормализации ситуации основные усилия нужно бросить на первую часть «дебиторки».

Во-вторых, нужно разработать комплекс мер по работе с имеющимися должниками, учитывая особенности как самой задолженности (длительность и сумма), так специфику должников (суть и масштабы их бизнеса, срок существования на рынке, длительность сотрудничества с ними, кредитную историю и т.п.). В числе запланированных мер могут быть телефонные переговоры, личные встречи; электронные сообщения на e-mail; официальные письма и претензии; предъявление иска в суд и т. п. Набросав предстоящие мероприятия по взысканию задолженности, важно также четко обозначить сроки и ответственных за каждое мероприятие лиц. Удобней всего обычно это сделать в формате таблицы.

В-третьих, параллельно с реализацией мер по взысканию имеющихся долгов, важно также разработать мероприятия по предотвращению образования новых долгов. Деятельность компании, пусть и с ограничениями, наложенными дефицитом оборотных средств, продолжается. И, если латать имеющиеся дыры в корпусе корабля, но при этом допускать появление новых, то, по сути, ничего меняться не будет. И риск гибели бизнеса будет сохраняться.

Чтобы уменьшить указанный риск, нужно проанализировать слабые места документооборота и допускаемые компанией ошибки при работе с контрагентами, которые чаще всего приводят к возникновению просроченной и безнадежной «дебиторки».

В качестве типовых проблемных моментов обычно выступает ненадлежащее оформление договорных отношений и процесса поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), а также отсутствие в компании:

  • процедуры проверки контрагентов перед заключением сделки;
  • порядка предоставления отсрочки платежа контрагентам;
  • механизма контроля сроков совершения платежей контрагентами;
  • разработанного алгоритма действий по взысканию долгов в случае их образования;
  • практики планирования допустимых показателей «дебиторки» и регулярного контроля ее фактических показателей.

Поработав над описанными моментами, можно существенно улучшить ситуацию с «дебиторкой».

Наибольший эффект в плане предотвращения долгов дадут не отдельные мероприятия и разовые акции, а комплексный и системный подход, за счет которого работа с контрагентами на условиях отсрочки платежа станет отрегулированным и управляемым компанией процессом.

Конечно, полностью исключить возможность образования новых долгов у компании, работающей на конкурентном рынке, где кредитование клиентов является обычным делом, не получится. Но зато получится заметно снизить риск появления «токсичной» дебиторской задолженности — проблемной и безнадежной. А это уже немало, ведь каждый сохраненный и грамотно использованный компанией рубль — это залог ее будущего дохода и прибыли.

Дудин Алексей Сергеевич
+7 (988) 960-01-01