Семь идей, которые могут изменить вашу жизнь

Автор: Дудин Алексей
Юрист, бизнес-консультант
Персональный сайт: www.adudin.ru

Статья опубликована:

  • в журнале «PROДЕНЬГИ», № 1 (14), 03-04.2012, стр. 24-28

Архимед говорил о том, что если у него будет точка опоры, он сможет перевернуть Землю. Одна сильная идея может кардинально изменить жизнь человека. Более того, человек, изменивший свою жизнь благодаря сильной идее, может изменить мир!

Хотите примеры? Пожалуйста.

Один индиец заинтересовался идеей ненасилия. Сначала он все больше и больше внимания уделял ее изучению и осмыслению, а затем стал ее всеми силами популяризировать. И вот мир узнал Махатма Ганди. И не только его узнал, но изменился благодаря действиям самого Ганди и его последователей.

Один японец очень много размышлял о том, насколько важна сила гармонии и любви. Эта идея настолько поглотила его, что он нашел путь трансформировать изучавшееся им жесткие приемы борьбы самураев в путь саморазвития, гармонии и любви. И через некоторое время мир узнал Морихея Уэсибу и созданное им боевое искусство — «Айкидо», которое на сегодняшний день практикуют тысячи людей во многих странах мира.

Один русский человек был поглощен идеей «разложить по полочкам» все возможные химические элементы. Ради этой идеи он выкладывался по полной программе. Его мозг работал над интересовавшей его идеей и днем и ночью. И в один прекрасный момент мир узнал Дмитрия Ивановича Менделеева и созданную им периодическую таблицу химических элементов, которой пользуется огромное количество жителей нашей планеты.

И таких примеров очень много!

В этой статье описаны семь идей, которые могут изменить вашу жизнь. Пустив изменения в свою жизнь, вы затем сможете своими мыслями, словами, действиями изменить мир. Важно лишь начать меняться самому. Как говорил уже упоминавшийся мной Махатма Ганди «Если желаешь, чтобы мир изменился, — сам стань этим изменением!». Отложите все дела и «прокачайте» свою жизнь прямо сейчас.

Идея первая — Сбалансируйте свои жизненные интересы

У каждого человека есть свои ценности и интересы. Так, например, жизнь одного сосредоточена исключительно на работе. Все его усилия связаны с построением карьеры или развитием собственного бизнеса. Возможность дальнейшего роста, профессиональных достижений и заработка денег становятся мерилом важности всех происходящих событий, а также собственных действий и отношений с другими людьми. Все что не связано с работой (семья, дети, отдых, увлечения и т.п.) отходит на второй план, а порой и просто не находит место в жизни делового человека.

Все бы хорошо, но только стоит произойти каким-то недоразумениям в столь любимой им сфере жизни (потеря работы, крах бизнеса и т.п.), как человек теряется. Или, достигнув карьерных, профессиональных и финансовых высот, человек понимает, что в погоне за регалиями и крупным банковским счетом он упустил нечто более важное, наверстать которое сложно, а порой — невозможно. В качестве жизненного интереса и ценности может быть не только работа или бизнес, но и другие сферы. Например, семья, дети, друзья, секс, образование, духовное развитие, спорт, путешествия и т.п.

круг интересов В противоположность этому в жизни другого человека может быть место всему и сразу. Такой человек интересуется сотней вещей одновременно. Он ценит возможность порхать от одного дела и увлечения к другому и не ценит по-настоящему ни одного из своих интересов. Он человек-оркестр и у него одновременно есть несколько бизнесов, пара-тройка увлечений, полсотни друзей и желание успеть все и сразу. Вся его жизненная энергия уходит бесцельно как вода в песок, поскольку он одновременно делает десяток дел и ни одним из них не занимается сколько-нибудь серьезно. В итоге, спустя несколько лет или десятилетий, глядя на своих сверстников, друзей и знакомых, серьезно занимавшихся каким-то делом, человек в полной мере понимает насколько это больно ощущать бесцельность прожитых лет.

Оба приведенных примера демонстрируют две крайности, когда сфера жизненных интересов сосредоточена на чем-то одном и когда жизненные интересы беспредельно широки.

Истина, как известно, посередине. Для того чтобы ее найти составьте список своих интересов и проанализируйте его. Список жизненных интересов может быть как в виде простого перечня, так и в виде круга, разделенного на секторы, в каждый из которых вписан тот или иной жизненный интерес. Фиксация жизненных интересов на бумаге или компьютере (т.е. «вне головы») очень важна, поскольку позволяет вам посмотреть на вашу жизнь со стороны.

Записав ключевые сферы жизни, посмотрите на получившийся результат, подумайте, насколько широки и сбалансированы ваши жизненные интересы? Может стоит внести изменения? Если да, то, какие? Какой результат это может дать?

Идея вторая — Ставьте четкие цели и работайте на их достижение

Чтобы чего-то достигнуть, необходимо иметь четко поставленную цель. Ведь согласитесь, что, не имея четкого представления о том, когда и куда надо прийти, мы не сможем даже к другу попасть на день рождения, не говоря уже о достижении масштабных жизненных целей.

По своей сути цели представляют собой планируемый результат, которого необходимо достичь. Наличие целей дает определенность и четкое понимание вектора движения по жизни, а также возможность оценить результативность (достигнуты ли поставленные цели) и эффективность (насколько значимы результаты в соотношении с затратами на достижение цели) предпринимаемых усилий.

цель Большинство людей имеют множество целей, однако практически все они размытые, например «много зарабатывать», «классно отдыхать» или что-нибудь подобное. А спроси человека с такими целями, сколько конкретно тугриков в понятии «много денег», и что значит классно отдыхать, так он и растеряется.

Имея размытую и неопределенную цель, человек редко добивается ее достижения. Представьте, что происходило бы, если стрелки вместо четкого прицеливания в «яблочко» стреляли бы «куда-то туда». Как думаете, попадали бы они в мишень, не говоря уже про «десяточку»? Ответ очевиден. Именно поэтому успешные люди имеют четкое понимание своих целей. Хотите присоединиться к их числу — научитесь искусству постановки целей. Человек, имеющий свои цели, работает на их достижение. Человек, не имеющий своих целей, работает на достижение целей других людей, даже если он этого и не осознает. Поэтому выделите время и составьте прямо сейчас список своих целей. При постановке целей очень удобно ориентироваться на список своих жизненных интересов, т.е. в «привязке» к каждому жизненному интересу определить свои цели.

При постановке цели эффективно использовать технологию SMART, в соответствии с которой цели должны быть:

  • Конкретными (Specific)
  • Измеримыми (Measurable)
  • Привлекательными (Attractive)
  • Реалистичными (Realistic)
  • Определенными по времени (Time framed).

С учетом указанных критериев SMART, например цель «иметь хороший доход» может быть сформулирована как «Ежемесячно, начиная с 20 марта 2012 года иметь доход в сумме такой то».

Помимо технологии постановки целей SMART существуют и другие методики, которыми можно пользоваться. Среди них, например, техника нейро-лингвистического программирования «Хорошо Сформированный Результат» (цель должна быть сформулирована утвердительно, находиться под вашим контролем, проверяема в сенсорном опыте, находиться в нужном контексте, и т.п.), принцип ВОДКИ (цель должна быть Вдохновляющей, Определенной по времени, Дерзкой, но Достижимой, Конкретной, Измеримой) и т.п.

В дополнение к переводу «хотелок» в четко сформулированные цели важно расставлять приоритеты. Делать это можно, нумеруя цели в порядке убывания значимости. Обозначьте в списке своих целей самую значимую цифрой «1», чуть менее важную — цифрой «2» и т.п. В том случае если несколько целей имеют для вас одинаковую важность, можно расставить приоритет по принципу «сначала это, затем то». По мере работы с целями можно как уточнять сами цели, так и менять их приоритетность. Как говорит в своей книге «Искусство успевать» один из известных специалистов в области управления временем Алан Лакейн «ваши цели запечатлены на бумаге, а не высечены на мраморе», поэтому можно корректировать их столько, сколько необходимо.

Отвлекитесь ненадолго от дальнейшего чтения, подумайте и запишите ответы на следующие вопросы. Есть ли у вас цели? Насколько они четкие и проработанные? Расставлены ли между ними приоритеты? Стоит ли что-то изменить в формулировках целей или их приоритетах? Если да, то, что именно и как? Какой эффект это может дать?

Идея третья — Сосредоточенно работайте и хорошо отдыхайте

рисунок 3 Если работа превалирует над отдыхом, либо отдых не эффективен, мы начинаем уставать, испытывать стресс, а также терять мотивацию к дальнейшей активной деятельности и т.п.

Чтобы краски жизни сохраняли цвета, а мы ими наслаждались важно научиться разумно чередовать работу и отдых в процессе своей деятельности.

Чаще всего мы устаем от:

  • хаотичного переключения внимания с одного дела на другое
  • длительного и монотонного занятия одним делом

Именно поэтому необходимо:

в один момент одно дело Во время активной деятельности взять за правило принцип «в один момент одно дело», т.е. занимаясь какой-либо задачей, стремитесь посвятить все свое внимание только ей и как можно меньше отвлекаться на другие дела. В противном случае скорость и качество вашей работы будут снижаться. Ведь каждая задача, выполняемая одновременно с другими делами будет «съедать» наше внимание, не позволяя нашему сознанию полноценно заняться чем-то одним. Наглядной аналогией этого процесса является работа персонального компьютера. Чем больше программ вы запустите на нем одновременно, тем медленнее компьютер будет работать, а порой может и вовсе «зависнуть». Именно поэтому так важно следовать принципу «в один момент одно дело». Для того чтобы сконцентрироваться на нужной задаче порой полезно отключить телефон, icq, и закрыть кабинет на ключ. Также важно грамотно спланировать свой день, расставив приоритеты между намеченными делами. Эти дела или как минимум их значительная часть должны вести нас к достижению намеченных целей.

Регулярно хорошо отдыхать. Короткие перерывы — «пятиминутки» для отдыха требуются нам в среднем, примерно через каждый час — полтора. Хороший отдых нам дает занятие делом, которое существенно отличается от того, чем мы занимались в предшествующий период. Иными словами нам нужно максимальное переключение. Если мы долго сидели за монитором и работали умственно, то наилучший отдых — небольшая физическая разминка (можно прогуляться по офису, либо выйти на несколько минут на улицу).

Во время перерыва важно максимально погрузиться в процесс отдыха и прочувствовать весь его кайф. Одним словом — «поймать» момент и насладиться им. Если во время отдыха мысленно возвращаться к работе, то эффективность отдыха заметно снижается. Поэтому, делая перерыв, полностью погружайтесь в него, отметая на время отдыха все заботы и дела. Аналогичным образом полезно организовывать свой отдых после рабочего дня, а также на выходных и в отпуске. Известный российский специалист в области тайм-менеджмента Глеб Архангельский в своей книге «Тайм-драйв» подчеркивает, что выделять несколько минут на отдых в час необходимо, даже если ваш рабочий день очень загружен делами, а в офисе царит полный аврал, потому что без отдыха вы начинаете работать крайне неэффективно.

Помимо отдыха в течение рабочего дня каждому человеку нужен также хороший отдых после рабочего дня и между рабочими периодами (на выходных, в отпуске). Одной из составляющих этого отдыха должен быть полноценный сон.

Не менее важны также занятия, связанные с использованием раннее описанного принципа «максимального переключения» и дела, позволяющие «зарядиться» энергией для дальнейшей работы. Занятия — «энергетики» у каждого свои.

Отвлекитесь ненадолго от дальнейшего чтения, подумайте и запишите на листе бумаги или в специально созданном на компьютере файле ответы на следующие вопросы: Занимаясь делами, концентрируетесь ли вы только на одной задаче? Направлены ли ваши дела на достижение имеющихся целей? Если да, то, как много ваших ежедневных дел связано с достижением желаемых целей? Можно ли что-то улучшить? Как это можно сделать? Если нет, то, каким образом вы собираетесь достичь своих целей? С какой периодичностью и как именно вы отдыхаете во время рабочего дня, после рабочего дня, а также в отпуске? Как вы могли бы улучшить свой отдых? Какой эффект может дать улучшение вашего отдыха?

Идея четвертая — верьте в себя и свои силы

уверенность в себе Уверенность — это магическое свойство, которое помогает человеку быть более успешным. Чем больше уверенности, тем спокойней и планомерней человек идет к достижению намеченных результатов.

Представьте, что вы решили научиться танцевать, играть на гитаре, либо водить автомобиль (1). Если вы будете уверены, что это не для вас, то движения станут выходить плохо, аккорды запоминаться с трудом, а на дороге вы не сможете толком сосредоточиться, и, скорее всего, новое занятие вы бросите. Как гласит восточная пословица «Когда человек падает духом, то его конь не может скакать».

Если же наоборот, вы полны уверенности, что вам это по плечу, то прогресс не заставит себя ждать, и вы быстро добьетесь своего. Именно поэтому и говорят, что уверенность — это половина победы(2).

Помимо прочего, уверенный в себе человек всегда притягивает внимание окружающих и заряжает их позитивом. С уверенным человеком приятно общаться и работать, с ним комфортно просто находиться рядом.

Внешне уверенность проявляется в поведении человека и манере держаться при общении с людьми. Уверенный человек спокоен и действует без суеты. У него хорошая ровная осанка, неторопливый темп речи, весомые жесты. Внутренне уверенность связана с самоуважением, а также наличием убеждений и установок типа «я могу», «у меня получится» и т.п.

Причем важно отметить, что внешняя и внутренняя стороны уверенности очень тесно связаны и влияют друг на друга. С одной стороны если вы ощущаете уверенность, то и внешне это тут же проявляется — в вашей осанке, позе, голосе, жестах и т.п. Аналогичным образом, если кто-то или что-то повлияло на вашу уверенность, то это тут же находит свое отражение в теле. Понаблюдайте за собой и другими людьми вы увидите, насколько ярко это проявляется. Для того чтобы изменить внутреннее состояние порой достаточно вспомнить несколько ситуаций, в которых вы держались очень уверенно и затем мысленно несколько раз энергично повторить слова «я могу», «я сделаю», «у меня получится» и т.п.

Точно также как внутренняя сторона уверенности влияет на облик и поведение человека, внешние атрибуты уверенности оказывают воздействие на самовосприятие и самоощущение человека. В минуты, когда уверенность покинула вас — выпрямите спину, расправьте плечи, подтяните живот, сделайте несколько глубоких вздохов и уберите лишнюю суету из жестов и других движений. Сохраните «каркас уверенности» в течение нескольких минут и результат как говориться будет и «на лицо» и на лице. Попробуйте и убедитесь в том, насколько выше будет ваш градус уверенности в себе и своих силах.

Вера в себя это не дар, ее можно развить путем целенаправленной работы над собой. И поверьте, у вас есть все для этого необходимое.

В дополнение к описанной возможности использования свойства взаимозависимости внутреннего настроя человека и его внешних проявлений (позы, жестов, осанки, темпа речи и т.п.) можно также завести блокнот или файл на компьютере, в который регулярно записывать все свои сколько-нибудь значимые успехи. В ситуациях, когда вам захочется ощущать себя более уверенно, достаточно будет пролистать вашу «копилку успехов». Нужно ощущение придет само.

На некоторое время прервите процесс чтения, подумайте и запишите ответы на следующие вопросы. Можете ли вы назвать себя уверенным человеком? В каких ситуациях вам бы хотелось ощущать больше уверенности в себе и своих силах? Как можно получить желаемый результат? Что для этого необходимо сделать? Какой это даст вам результат?

Идея пятая — формируйте свой круг общения

У каждого человека есть люди, с которыми он общается и которые составляют его круг общения. В окружение могут входить члены семьи и другие родственники, друзья, знакомые, коллеги, люди с которыми мы взаимодействуем по работе (клиенты, поставщики и т.п.).

круг общения Люди из нашего окружения оказывают на нас огромное влияние. В ходе общения они своими словами, невербальными реакциями, а также поступками рассказывают нам о своих мнениях, убеждениях, ценностях, привычных стратегиях поведения и многих других вещах. Также в ходе общения происходит взаимообмен эмоциями.

В результате, большое количество наших жизненных взглядов, приоритетов, стремлений, мечтаний, моделей поведения оказывается осознанно или неосознанно перенятыми у людей из нашего круга общения. И это более чем естественно, ведь, первый природный путь научения чему-либо это подражание. Вот мы осознанно или неосознанно подражаем людям из нашего окружения. Кроме того, если из раза в раз нам что-либо говорят, то мы начинаем в это верить. Ведь, как говорится в известной поговорке, что если человеку сто раз сказать что он умен, то на сто первый раз он в это поверит (3).

Если окружение позитивное, то мы в основном получаем понимание, поддержку, позитив, а если что-то действительно не так в наших действиях и мыслях — то конструктивную критику. Люди из нашего круга общения поддерживают нас и нашу уверенность в себе. Кроме того, если в нашем окружении есть люди талантливые и успешные, мы начинаем им подражать, в результате становимся более успешными.

Если же окружение негативное, то результат аналогичный, только с точностью до наоборот. Нас заваливают ворохом эмоционального негатива о разных проблемах. Все наши стремления и идеи, выходящие за пределы разделяемых нашим окружением тут же подвергаются жуткой критике и нападкам.

Учитывая, то насколько сильно наше окружение на нас влияет важно позаботиться о том, чтобы в круге нашего общения преобладали люди, которые оказывают на нас позитивное воздействие, а количество «негативщиков» было минимальным. В тех случаях, когда вы не можете полностью исключить из своего окружения какого-либо человека постарайтесь свести с ним общение до минимума, либо меньше внимания придавать его словам и поступкам.

На некоторое время прервите процесс чтения, подумайте и запишите ответы на следующие вопросы. Как много людей в круге вашего общения? Каков их основной возраст, ценности, цели, убеждения? Кто из вашего окружения оказывает на вас наибольшее влияние? Каково это влияние — позитивное или негативное? Каких людей вы хотели бы видеть в своем круге общения? Что бы дало вам нахождение в вашем окружении тех людей, которых вы хотите там видеть? Насколько далек ваш желаемый круг общения от вашего действительного окружения? Что и как можно сделать, чтобы приблизить желаемое к действительному?

Идея шестая — Учитесь лидерству и используйте навыки лидера

лидерство Практически все известные люди (политики, полководцы, ученые, духовные наставники и т.п.) как прошлого, так и настоящего, относятся к категории лидеров. Их успех, достижения и известность стали результатом, как их личных усилий, так и кропотливой работы их единомышленников и последователей, т.е. возглавляемой ими команды.

Благодаря умениям вести за собой, мотивировать, воодушевлять, направлять, делегировать, организовывать лидеры добиваются слаженной работы группы людей (иногда более чем многочисленной) во имя какой-то значимой идеи или дела. Лидеры способны изменять окружающий их мир и людей.

Крупному американскому политическому деятелю Дэниелу Уэбстеру принадлежат следующие слова «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку. Единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим». И это действительно так.

Именно поэтому столь важно учиться лидерству и уметь использовать его в жизни. В первую очередь это относится к тем сферам жизни, в которых вы собираетесь достичь какого-либо масштабного результата. Ведь если на достижение выбранной вами цели будете работать не только вы, но и команда единомышленников то представьте насколько быстрее, качественнее и масштабнее может получиться результат.

При этом как лидеру вам будет важно вести работу с группой по трем направлениям, среди которых:

  • поддержание порядка в группе
  • защита группы от внешних угроз
  • обеспечение достижения силами группы намеченной цели

Чтобы хорошо работать в каждом из указанных направлений, нужно хорошо понимать суть лидерства. Помочь в быстром и четком понимании сути лидерской работы может простая метафора. Представьте себе капитана корабля, который определил цель плавания, собрал команду, подготовил все необходимые ресурсы (карту маршрута, провизию, одежду и т.п.) и повел корабль к намеченной цели.

Стремясь быть лидером, удерживайте в памяти этот образ. Он способен помочь вам не только более быстро освоить лидерские компетенции, но более эффективно решать вопросы, которые возникают у лидера в процессе формирования команды и ведения ее к намеченной цели.

На некоторое время прервите процесс чтения, подумайте и запишите ответы на следующие вопросы. Можете ли вы назвать себя лидером? Воспринимают ли другие люди вас как лидера? В каких жизненных сферах вы ведете за собой людей? К каким целям? А к каким не ведете? Почему? Что и как вы можете сделать, чтобы стать более сильным лидером? Какой эффект это может дать?

Идея седьмая — Постоянно развивайтесь

рисунок 8 Мир постоянно находится в движении. Каждый год, каждый день, каждый час появляются новые идеи, знания, технологии. Регулярно появляются новые возможности и ресурсы. Именно поэтому говорят, что стояние на месте в современном мире равнозначно движению назад. Если хотите жить в гармонии с изменяющимся миром, то и вы сами должны развиваться и изменяться сообразно веяниям времени, вашим целям и интересам. Остановка в развитии, чрезмерное самодовольство достигнутым результатом, а также убежденность в собственном совершенстве «выходят боком». Чемпион, который перестал тренироваться и слишком долго праздновал успех, очень скоро оказывается «обойденным на повороте» теми, кто не склонен почивать на лаврах, а продолжает учиться и развиваться.

Как говорил упоминавшийся в начале статьи Махатма Ганди «Если ты хочешь перемену в будущем — стань этой переменой в настоящем!».

Поэтому если вы хотите успехов и результатов в будущем, то действуйте сегодня. Двигайтесь. Расширяйте горизонты. Покоряйте высоты. Развивайтесь.

На некоторое время прервите процесс чтения, подумайте и запишите ответы на следующие вопросы. Можете ли вы с уверенностью сказать про себя, что постоянно развиваетесь? Если нет, то почему? Если да, то в чем именно и как сильно? Насколько вектор вашего развития связан с теми целями, которые вы для себя ставите? Как ваше развитие помогает достигать намеченных целей? В каком направлении вам было бы полезно развиваться в ближайшие два-три года? А через пять-десять лет? А через двадцать-тридцать лет? Какой эффект это может дать?

В заКЛЮЧение

Один очень верящий в Бога человек попал в кораблекрушение. Попав в воду, он начал молиться и ждать когда его Бог спасет. В этот момент мимо него медленно проплыло бревно, за которое можно было зацепиться. Человек, однако, его оттолкнул с мыслями о том, что его спасет Бог. Через некоторое время рядом с ним оказалась лодка с несколькими пассажирами корабля, потерпевшего крушение. Увидев человека в воде, они начали его звать в лодку, однако он отказался со словами о том, что его спасет Бог. Спустя несколько часов, мимо места крушения пролетал вертолет со спасателями, которые, увидев одиноко барахтающегося в воде человека, стали звать его к себе в вертолет и спустили к воде веревочную лестницу. Однако человек отказался подниматься в вертолет, сказав, что его спасет Бог. Спасатели испробовали все способы убеждения, а затем предприняли попытку затащить человека в вертолет силой, однако ничего не вышло, и они улетели.

Прошло еще какое-то время, и человек с потерпевшего крушение корабля утонул.

Попав на небо, и встретившись с Господом, утонувший первым делом задал ему вопрос о том, почему он его не спас. На что Бог ему ответил «Я тебя три раза пытался спасти. Сначала бревно послал, потом лодку, затем вертолет со спасателями. Ты сам отказался».

Каждому из нас жизнь периодически преподносит возможность изменить свою жизнь и стать более счастливым, успешным, гармоничным. Возможность изменений может быть в попавшей к нам в руки полезной книге, интересном фильме, встрече с каким-либо человеком и много где еще. Однако зачастую, мы просто игнорируем возможности позитивных перемен, которые находятся у нас в руках, а затем «утонув» очень удивляемся, почему наши желания и действительность разошлись.

Статья, которую вы только что прочитали — это та самая возможность изменить жизнь и сделать ее более яркой, насыщенной, интересной, позитивной и счастливой! И только от вас зависит, воспользуетесь ли вы представившейся возможностью. Успехов!

1. Если вы чему — то из перечисленного учились, то вспомните, с каким настроем занимались, и что получили в итоге.
2. Слова «Уверенность — половина победы» принадлежат В. Корбану.
3. В оригинале поговорке речь идет о верблюде. И если окружение негативное, то именно «верблюда» оно из человека и делает.

Дудин Алексей Сергеевич
+7 (988) 960-01-01