С Вами Рассылка делового человека и Алексей Дудин — ее автор и ведущий.
Сегодняшняя тема – один из аспектов работы с государственным заказчиком.
Организация, заключившая контракт об оказании каких-либо услуг по итогам госзакупки, может столкнуться с ситуацией, когда государственный заказчик желает прекратить начатые отношения сторон, и открыто говорит об этом исполнителю.
В одном случае это может быть обусловлено какими-либо отступлениями, допущенными исполнителем, от условий заключенного контракта в части сроков, качества или иных характеристик оказываемых услуг. В другом – утратой интереса заказчика к предмету контракта в силу произошедших каких-либо организационных или иных перемен. В третьем - коррупционной составляющей, связанной с желанием заказчика в последующем «протащить» через процедуру госзакупок и заключить контракт с организацией, пообещавшей хорошо отблагодарить заказчика, т.е. дать «откат». В четвертом – самодурством заказчика. В пятом – чем-то еще.
Каковы бы ни были причины отказа от сотрудничества с исполнителем, если соответствующее желание заказчика сильно, то он будет готов предпринять любые меры, лишь бы достичь намеченной цели.
И способом решить возникшую проблему с большой долей вероятности станет односторонний отказ заказчика от исполнения контракта со ссылкой на положения пункта 1 статьи 782 Гражданского кодекса РФ.
«Почему?», - спросите вы. Сейчас объясню.
Потому, что расторжение контракта на оказание услуг в судебном порядке будет достаточно длительной процедурой. Кроме того, инициирование судебного процесса будет означать «вынос ссоры из избы», что для заказчика нежелательно, особенно в тех случаях, когда он действует не вполне добросовестно в отношении исполнителя.
Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то убедить исполнителя, «не брыкаться» и прекратить сотрудничество, а также подписать соответствующий документ, может быть невыполнимой задачей.
В связи с этим заказчику наверняка покажутся симпатичными положения пункта 1 статьи 782 Гражданского кодекса РФ, которые позволяют ему отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Конечно, есть еще положения части 15 Федерального закона от «05» апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которыми может воспользоваться заказчик как основанием для прекращения сотрудничества с исполнителем. Названные положения закона предписывают заказчику принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Но, представляется, что даже при выявлении несоответствия исполнителя требованиям закупочной документации, заказчику проще отказаться от контракта со ссылкой на положения пункта 1 статьи 782 Гражданского кодекса РФ, поскольку в этом случае госзаказчик может ничего не объяснять исполнителю и не документировать факт несоответствия.
Столкнувшись с односторонним отказом государственного заказчика от исполнения контракта на оказание услуг, со ссылкой на пункт 1 статьи 782 Гражданского кодекса РФ, исполнителю, в первую очередь следует оценить то, насколько правомерными являются действия заказчика. А для этого нужно понять есть ли у госзаказчика право на соответствующий отказ от исполнения контракта.
В том случае, если указанное право у госзаказчика имеется, то исполнителю, по всей видимости, придется принять сложившуюся ситуацию как данность, и смириться с ней. Особенно, если причиной принятия заказчиком решения о прекращении сотрудничества стало ненадлежащее выполнение обязательств исполнителем.
А вот если госзаказчик при принятии решения о прекращении сотрудничества допустил нарушение закона, то исполнитель будет иметь все шансы признать его отказ от исполнения контракта на оказание услуг незаконным, а контракт действующим. И, следовательно, тем самым избежать всех негативных последствий, которые могли бы наступить для исполнителя в результате отказа заказчика от контракта.
Чтобы оценить правомерность действий госзаказчика исполнителю необходимо внимательно изучить положения статьи частей 8 и 9 статьи 95 Федерального закона от «05» апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также изучить содержание контракта.
В соответствии с положениями части 8 статьи 95 Федерального закона от «05» апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» расторжение контракта допускается по одному из трех оснований:
Согласно положениям части 9 статьи 95 Федерального закона от «05» апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик праве принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Таким образом, если контракт содержит соответствующее условие, то отказ госзаказчика от исполнения контракта на оказание услуг является законным. А если нет, то незаконным.
При этом важно отметить, что формулировка соответствующего пункта контракта должна четко и недвусмысленно предусматривать право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта с конкретной ссылкой на пункт 1 статьи 782 Гражданского кодекса РФ или право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта с общей ссылкой на основания, предусмотренные Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.Это следует из правила, предусмотренного положениями статьи 431 Гражданского кодекса РФ, которое гласит, что при толковании условий договора принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Если же в контракте есть только пункт с общей и достаточно «обтекаемой» формулировкой (например, «Настоящий контракт может быть расторгнут по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 95 Федерального закона № 44-ФЗ» или с такой: «Настоящий контракт может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным законодательством РФ»), то в этом случае у госзаказчика нет права на односторонний отказ от исполнения контракта на оказание услуг по пункту 1 статьи 782 Гражданского кодекса РФ.
P.S.
Если Ваша компания оказалась в ситуации, когда госзаказчик в одностороннем порядке, со ссылкой на пункт 1 статьи 782 Гражданского кодекса РФ, отказался от исполнения контракта на оказание услуг свяжитесь со мной.
В режиме платной консультации я помогу проанализировать имеющееся положение дел и продумать необходимые юридические действия для защиты прав и интересов Вашей компании. Также я поделюсь ссылками на несколько решений арбитражных судов (в том числе из личной практики), которые могут оказаться Вам полезными в рамках оспаривания в судебном порядке одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по пункту 1 статьи 782 Гражданского кодекса РФ.
***
Успехов!
***
С уважением,
Дудин Алексей
юрист и бизнес-консультант
www.adudin.ru