Архив Рассылки делового человека.
Выпуск № 16 от 23.12.2015 года — Как написать и опубликовать статью или книгу

   

С Вами Рассылка делового человека и Алексей Дудин — ее автор и ведущий.
Сегодняшняя тема — написание и опубликование статей и книг.

Как написать и опубликовать статью или книгу. Ответы на ключевые вопросы


У многих людей время от времени возникает желание написать статью (заметку, рассказ, стихотворение) или целую книгу (художественную или деловую). Одного подогревает мысль о том, что так можно прославиться, второго переполняет желание поделиться своими идеями или опытом с другими людьми, третий считает, что ссылка на наличие публикации в СМИ будет украшать резюме и помогать в поиске работы, четвертый желает посредством статьи или книги привлечь внимание потенциальных клиентов к своему бизнесу. Кроме перечисленных причин у человека могут быть и другие резоны написать статью или книгу.

На первый взгляд, нет ничего сложного в том, чтобы написать и опубликовать статью или книгу. Написал текст, нашел издателя, дождался опубликования материала и в итоге получил желаемый результат и все сопровождающие его «няшки».

Но на практике до воплощения в жизнь идеи написать статью или книгу доходит не так уж и много людей. Кого-то останавливает отсутствие знаний как это сделать, другого одолевают страхи быть осмеянным или раскритикованным со стороны читателей, третьего ввергает в ступор процесс поиска и переговоров с издателем (либо полученный отказ от одного или нескольких издателей).

Настоящая статья призвана помочь людям, желающим написать статью или книгу, структурировать свои мысли и получить ответы на ключевые вопросы, касающиеся процесса «писательства».

Оговорюсь сразу, я не являюсь профессиональным журналистом или филологом, поэтому в данной статье пойдет речь не о каких-либо академических вещах, а об обобщенном мной личном практическом опыте, а также известном мне опыте моих друзей, коллег и партнеров.

В копилке моих публицистических успехов большое количество различных статей, заметок, рассказов, интервью и т.п., увидевших свет, как в печатных, так и в электронных изданиях. При этом уровень изданий был разным, как регионального, так и федерального уровня. Дважды я становился «лицом номера», когда моя фотография и ссылка на мой материал публиковались на главной странице печатного журнала. Количество случаев, когда мои материалы (наряду с другими) просто анонсировались на обложке печатного СМИ или на главной странице какого-либо сайта на порядок больше.

Кроме того я написал две книги, одна из которых увидела свет в печатном виде (опубликована в издательстве «Питер»), а другая в электронном виде (по методу самиздата).

Ну и вдобавок ко всему, у меня есть практический опыт оказания помощи людям, по итогам которой они начинали писать и публиковать свои материалы в печатных и электронных изданиях.

В общем, мне реально есть, что вам рассказать на тему того, как написать и опубликовать статью или книгу. И в этом материале я отвечу на восемь ключевых вопросов, касающихся этой темы.

Итак, поехали.


Вопрос № 1 «О чем можно писать?»

Поверьте, писать можно обо всем.

Съездили в путешествие? Можно поделиться с друзьями и знакомыми своими письменными путевыми заметками.

Имеете свое мнение по поводу последнего увиденного футбольного матча? Можно облечь его в письменную форму.

Знаете как быстро и без хлопот удалить старую краску со стен во время ремонта? Можно помочь другим людям своим письменным «рецептом счастья».

Наработали большой опыт в определенной профессии? Можно письменно рассказать о том, что важно для успеха новичкам, выбравшим соответствующую стезю.

Мегауспешно запустили и раскрутили старт-ап? Можно письменно рассказать начинающим предпринимателям о своей истории успеха.

Имеете богатую фантазию и способны «на ходу» сочинять целые истории? Можно излагать на бумаге свои придумки в виде рассказов, сказок, романов и т.п.

И так до бесконечности.


Вопрос № 2 «Что делать, если я не трус, но я боюсь…?»

Среди внутренних барьеров/страхов, мешающих людям приступить к написанию статьи или книги, наиболее часто встречаются следующие:

  • Боюсь писать, потому что у меня из этой затеи может ничего не выйти, и я зря потрачу время...
  • Боюсь писать, потому что не умею это делать...
  • Боюсь писать, потому что над моим текстом и мной могут посмеяться или раскритиковать ...
  • Боюсь писать потому, что ничего нового не напишу, по интересующей меня теме уже столько написано-переписано ...
  • Сомневаюсь, что напишу что-нибудь стоящее, ведь чтобы этим заниматься, нужен талант!
  • Боюсь писать, ведь я могу написать что-нибудь гениальное, а у меня все украдут и лавры достанутся другому человеку, а я останусь «с носом»!

Психологи могут предложить множество способов работы с каждым из описанных внутренних барьеров/страхов для целей их преодоления. Я же в рамках данной статьи лишь кратко выскажу свое мнение по каждому из них.

Боюсь писать, потому что у меня из этой затеи может ничего не выйти, и я зря потрачу время...

Если вы начнете писать статью или книгу и в итоге из вашей затеи ничего путного не выйдет, то в любом случае вы время зря не потратите — вы приобретете бесценный жизненный опыт, которым вы затем сможете воспользоваться. Знания и умения, связанные с написанием и оформлением текста могут вам неоднократно пригодиться в жизни, например, при написании реферата (курсовой, дипломной работы) в ходе учебы; при составлении резюме для целей поиска работы; при написании для работодателя отчета о выполненном служебном задании; при составлении бизнес-плана для получения кредита в банке и т.п.

Боюсь писать, потому что не умею это делать...

Если вы не умеете писать, то это не страшно — всему можно научиться, было бы на то желание. Если вы будете искать необходимую информацию, обдумывать и использовать в своей работе над статьей или книгой, то начнете быстро приобретать необходимые знания, умения и навыки. Жизнь показывает, что лучший результат обучения происходит, когда человек пропускает необходимые теоретические знания через свою практическую деятельность.

Боюсь писать, потому что над моим текстом и мной могут посмеяться или раскритиковать...

Посмеяться или раскритиковать могут любой текст и любого автора. Нет ни одного произведения, которое бы нравилось всем без исключения. Это нормально. Относительно любой статьи или книги есть три категории людей — которым она нравится, которым она не нравится, и которым она безразлична. Стремление понравится всем, всегда и в любой ситуации, мне кажется, тупиковой поведенческой стратегией не только применительно к написанию статьи или книги, но и к любым другим сферам жизни.

Боюсь писать потому, что ничего нового не напишу, по интересующей меня теме уже столько написано-переписано?

Даже в тех областях знаний, где сложно (или практически невозможно) написать что-то принципиально новое, всегда остается возможность подать известные сведения или знания в неком оригинальном оформлении или авторском видении. Вспомните свою учебу в школе, среднем/высшем учебном заведении или на каком-либо тренинге/семинаре. Кто-то из преподавателей (тренеров) умел грамотно скомпоновать и интересно подать материал по своему предмету (своей теме), а кто-то нет. Точно также и при написании статьи или книги. Одни и те же события, факты, теории могут быть описаны совершенно по-разному. Всегда есть пространство для творчества.

Сомневаюсь, что напишу что-нибудь стоящее, ведь чтобы этим заниматься, нужен талант!

Талант, безусловно, важен в любом деле. Но жизнь показывает, что одного таланта для достижения успеха недостаточно. Трудолюбие, упорство в достижении своей цели, гибкость мышления важны не меньше чем талант. Поэтому если вы будете настойчивы, целеустремленны и в тоже время гибки в своем мышлении, то сможете (раньше или позже) писать качественные тексты.

Боюсь писать, ведь я могу написать что-нибудь гениальное, а у меня все украдут и лавры достанутся другому человеку, а я останусь «с носом»!

Конечно, теоретически, такой вариант возможен, но, во-первых, есть механизмы фиксации факта написания (создания) произведения, а также есть механизмы защиты своих авторских прав. А во-вторых, задайте себе вопрос. Насколько велика вероятность у студента легко и быстро написать вместо реферата научную работу на уровне профессора? А у начинающего спортсмена в первую же тренировку показать результат на уровне мастера спорта международного класса? А у начинающего предпринимателя за пару месяцев с нуля создать многомиллионный бизнес? А теперь скажите, действительно есть повод «париться» что ваш гениальный шедевр тут же кто-то присвоит себе, а вы останетесь «с носом» или это все, мягко говоря, надуманно?


В общем, итог один — «желающий ищет возможность, а не желающий причину». Если вы действительно хотите написать и опубликовать статью или книгу, то вас ничего не остановит. Вы возьметесь и сделаете намеченное. Если же у вас больше сомнений и страхов, чем желания сделать намеченное, то вам лучше отложить идею написать статью или книгу до тех пор, пока желание не пропадет полностью или же наоборот пока желание написать статью или книгу не пересилит все имеющиеся сомнения и страхи.

Вопрос № 3 «Какие существуют варианты и способы написания текста?»

Вариантов написания текста, по моему мнению, есть два.

Первый заключается в том, что вы, не задумываясь, выплескиваете на бумагу все, что у вас накопилось по определенной теме. Это, если можно так сказать, вариант спонтанного изложения мыслей.

Второй вариант состоит в работе над текстом по определенному сценарию и, следовательно, представляется собой четко спланированную работу.

Текст, написанный спонтанно, скорее всего, будет несколько сумбурным, но в нем зачастую есть ярко прослеживаемая живость мыслей и чувств, которые побудили человека взяться за «перо», или в нынешнее время вернее сказать сесть за клавиатуру.

В свою очередь, текст, написанный по запланированному сценарию, бывает грамотно структурированным и форматированным, но в тоже время механичным и бездушным.

Поэтому вполне разумным представляется сочетать оба варианта в своей практике. Например, спонтанно написали некий текст, затем дали ему немного вылежаться, а потом отредактировали, отформатировали и структурировали его.

Или наоборот, разработали план написания статьи/книги, а затем по мере посещения вдохновения, начали излагать на бумаге те части будущей статьи/книги, к которым в соответствующий момент времени лежит душа. После чего собрали все написанное «в кучу» и придали этому тексту целостный, структурированный и читабельный вид.

Что касается технических способов написания текста, то их тоже два.

Первый способ традиционный — сел (встал, лег — кому как удобней), взял ручку и бумагу (включил компьютер, коснулся пальцами клавиатуры) и написал (напечатал) текст.

Второй заключается в том, что вы под аудиозапись или видеозапись рассказываете о чем-либо (или, скажем, проводите семинар, тренинг и т.п.), а затем трансформируете свою устную речь в письменный текст. Сделать это можно как самому, так и при помощи какого-либо нанятого человека. Разумеется, конвертированная таким образом устная речь в письменный текст требует обработки — структурирования, форматирования и т.п.


Вопрос № 4 «Как писать статью/книгу по плану?»

Со спонтанным вариантом написания текста все понятно — взял лист бумаги и ручку (либо включил компьютер, создал новый документ) и записал (напечатал) все, что душа в данный момент просит.

А как провести работу по написанию текста по плану?

Для этого необходимо разделить весь процесс написания текста на ряд этапов и затем осуществлять работу над текстом последовательно, переходя от одного этапа к другому.

Этап 1 — Определить цель написания текста и желаемые выгоды. Вы хотите просто попробовать свои силы в писательстве? Желаете украсить резюме строкой о наличии публикации по теме профессиональной деятельности? Стремитесь заработать денег от получения гонорара за написанную статью/книгу? Какую цель вы преследуете, и какие выгоды хотите получить?

Этап 2 — Определить в целом, о чем писать. Для удобства, все многообразие возможностей для написания статей/книг, на мой взгляд, можно свести к следующим категориям:

  1. описание своего или чужого опыта;
  2. описание своих или чужих идей / мнений / теоретических знаний;
  3. описание своих или чужих фантазий;

описание чего-либо, представляющего собой комбинацию перечисленных выше вариантов.

Этап 3 — Определить конкретную тему. Чтобы она была хорошо раскрыта и, чтобы вам было интересно с ней работать, тема должна вас чем то «цеплять», т.е. она должна быть для вас актуальной, значимой и близкой. Только так вы будете работать над темой с искренним интересом и вниманием к деталям.

Этап 4 — Определить аудиторию, для которой будет адресован текст. Кто эти люди, которым будет адресован ваш текст — по полу, возрасту, интересам, социальному статусу? По отношению к теме читатели новички, ничего не знающие о ней; люди, имеющие общие представления; знатоки, во всех подробностях разбирающиеся в соответствующей теме? К читателям какого из существующих в данный момент времени печатных или электронных изданий/ресурсов может относиться соответствующая аудитория?

Этап 5 — Определить главную мысль/идею, которую должен выражать текст. Главная мысль/идея должна умещаться в одно предложение. Если формулируя ее, вы составляете несколько предложений, то это уже не главная мысль/идея, а несколько мыслей/идей. Ваша же задача на данном этапе выделить именно одну ключевую и самую важную мысль/идею, которую ваш текст должен передать читателю. Для этого представьте, что человек, прочитавший ваш текст, через некоторое время полностью его забыл, но при этом не забыл смысл, который вы вложили в текст, и может выразить его одним предложением. Это и будет ваша главная мысль.

Для художественных произведений вместе с главной мыслью необходимо также кратко (в пределах нескольких предложений) сформулировать основные моменты сюжета.

Этап 6 — Определить формат и объем текста (книга, статья, заметка и т.п., количество страниц или количество знаков и т.п.), а также сроки написания текста.

Этап 7 — Составить опорные тезисы, раскрывающие тему и подводящие к главной мысли. Количество таковых тезисов обычно находится в диапазоне 7 ± 2. Если предполагаемый к написанию текст является небольшим, то каждый тезис будет раскрываться соответствующим абзацем. Если текст должен быть большим, то каждый опорный тезис будет раскрываться в соответствующем параграфе/главе/разделе.

Этап 8 — Написать текст, соблюдая правила композиции «вступление, основная часть, заключение», и структурируя текст по абзацам, параграфам, главам. Жизнь показывает, что большой текст, поданный автором читателю «одним куском» плохо воспринимается, если вообще воспринимается.

Этап 9 — Дополнить текст фотографиями, рисунками, таблицами и т.п. Подобного рода наглядные материалы, как правило, помогают читателям лучше понять и запомнить текст. Все наглядные материалы, использованные в вашем тексте, должны быть легитимными. Это значит, что вы должны либо использовать ваши авторские фотографии, таблицы, рисунки, либо пользоваться материалами других авторов/правообладателй в рамках предоставляемых ими вам на то правомочий.

Случаи, когда законом допускается свободное использование чужого произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования) приведены в статье 1274 Гражданского кодекса РФ.

Этап 10 — Прочитать получившийся текст свежим взглядом, оценить его читабельность и соответствие определенным ранее параметрам формата, объема и т.п., и, при необходимости, провести корректуру, редактуру, структурирование и форматирование текста. Самое важное на этом этапе не быть излишним перфекционистом. Улучшать написанный текст можно до бесконечности и при этом так и не дойти до его опубликования. Поэтому в какой-то момент времени необходимо остановиться и сказать себе «Текст готов. Пора его публиковать!».

Вопрос № 5 «Как зафиксировать факт написания статьи или книги и зарегистрировать свои авторские права?»

Согласно положениям статьи 1257 Гражданского кодекса РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения считается его автором, если не доказано иное.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 1300 Гражданского кодекса РФ информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

Согласно положениям пункта 2 статьи 1255 Гражданского кодекса РФ автору произведения принадлежат следующие права:

  1. исключительное право на произведение;
  2. право авторства;
  3. право автора на имя;
  4. право на неприкосновенность произведения;
  5. право на обнародование произведения.

В соответствии с положениями статьи 1271 Гражданского кодекса РФ Автор, для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

  • латинской буквы «C» в окружности;
  • имени или наименования правообладателя;
  • года первого опубликования произведения.

Учитывая приведенные нормы закона можно сказать следующее.

Во-первых, авторские права на статью или книгу возникают в силу написания, т.е. в силу создания соответствующей статьи или книги. Какой-либо процедуры регистрации авторских прав закон не предусматривает.

Во-вторых, для обозначения вашего авторства необходимо указать в написанном вами тексте сведения о вас как о его авторе. Также вы можете использовать описанный выше знак охраны авторского права

Помимо этого вы можете воспользоваться двумя, пожалуй, самыми распространенными способами фиксации факта создания статьи или книги.

Первый заключается в отправке ценной корреспонденцией с описью вложения по почте в свой же собственный адрес или в адрес своего близкого родственника, которому вы доверяете, написанного (напечатанного) вами на бумаге текста со знаком охраны авторских прав и вашей подписью на каждом листе. Конверт с этим посланием, поступивший по почте вам или иному адресату не вскрывается, а сохраняется в целостном виде со всеми почтовыми отметками и штемпелями. В случае возникновения в дальнейшем спора об авторстве текста и сроках его написания (создания) этот конверт вместе с отправной квитанцией и описью вложения может использоваться вами как доказательство написания (создания) вами текста в определенный момент времени.

Разумеется, чтобы описанный способ помог вам в защите ваших авторских прав, ваш текст должен быть авторским. Если вы таким образом перепечатаете, скажем, стихотворение А.С. Пушкина, и попробуете выдать его за свое собственное то это не поможем вам доказать авторство на соответствующее произведение.

Второй способ (именуемый обычно депонированием произведения) состоит в передаче экземпляра написанного вами текста (произведения) на регистрацию и хранение в одну из специализированных организаций, занимающихся представлением интересов авторов и иных правообладателей.


Вопрос № 6 «Статья/книга написана, что дальше?»

После того как вы написали запланированный текст вам предстоит решить будете ли вы его публиковать и если будете, то где именно.

Возможностей для опубликования написанного текстового материала масса. Вам нужно лишь решить, какой из имеющихся вариантов вам нравится больше.

Если говорить о статьях, заметках, рассказах и т.п., то их опубликование может быть произведено вами как при помощи издателя, т.е. в печатных или электронных изданиях и СМИ, так и самостоятельно — на личном сайте, блоге, страничке в социальной сети, интернет-форуме и т.п.

Публикация материала в печатных или электронных СМИ может производиться как на бесплатной, так и на бесплатной основе. Бесплатная основа подразумевает, что издание заинтересовано в новых материалах (контенте), а автор заинтересован в публикации материала в соответствующем издании. Платная основа включает два варианта — первый, когда автор платит журналу (газете или иному изданию) за размещение его материала и второй, когда журнал (газета или иное издание) платит автору гонорар за материал. Во втором случае, как правило, издание заключает с автором договор, по которому автор передает изданию исключительные права на соответствующее произведение.

Если говорить о книге, то тут также может быть как вариант публикации книги издателем (как правило, с передачей ему исключительных прав на ваше произведение на определенный договором период времени), так и вариант самостоятельного издания. При этом самостоятельное издание книги может быть осуществлено двумя путями. Первый путь — это «полный самиздат», когда вы все делаете сами, ни к кому не обращаясь за помощью. Сами все редактируете, оформляете и публикуете. При этом речь может идти не только об электронном формате обнародования своего произведения. Современная компьютерная и множительная техника вполне позволяет самостоятельно издать небольшое литературное произведение (сборник стихов, сборник статей, рассказ, и т.п.) в формате брошюры. Второй вариант самостоятельного издания книги заключается в том, что печатать книгу будет найденная вами типография, но вы при этом будете организовывать и финансировать весь процесс издания книги (редактуру и корректуру текста, регистрация библиографических кодов, создание макета и т.п.).

Мой личный опыт говорит, что всегда можно найти вариант, когда публикация вашего материала не потребует от вас финансовых вложений, а наоборот принесет вам финансовую выгоду в виде гонорара. Поэтому, если первый (второй или какой-либо иной) откликнувшийся издатель говорит вам, что он готов опубликовать ваш материал, но вам необходимо за это заплатить 1 000, 2000, 3000, 5000 и т.п. рублей, то не спешите соглашаться. Всегда можно попробовать либо договориться с ним о публикации материала на бесплатной основе, либо просто найти иного издателя.

За все время своего творчества я ни разу не заплатил кому-либо ни копейки за публикацию своих статей, заметок, рассказов, интервью и т.п. Одна часть написанных мной материалов публиковалась на бесплатной основе, а другая часть на платной — с выплатой со стороны издателя в мой адрес гонорара. Поэтому я уверен, что всегда можно найти издателя, с которым договориться о приемлемых для вас условиях публикации материала.

Однако, если вам не удается в желаемые сроки найти соответствующего издателя, готового опубликовать ваш материал на бесплатной основе или с выплатой вам гонорара, то, наверное, можно рассмотреть и вопрос публикации за свои «кровные».


Вопрос № 7 «Как найти деньги на самостоятельное издание книги?»

Если вы согласились с предложением издателя опубликовать вашу статью, заметку, рассказ на условиях проведения вами в адрес издателя оплаты размещения публикации в соответствующем издании, то, скорее всего, финансовый вопрос не поставит вас в тупик. Ибо стоимость публикации подобного по размеру материала, как правило, не велика.

А вот с опубликованием книги другая история. Там цена вопроса на порядок, а, вернее сказать, на несколько порядков, больше.

Вариантов найти деньги на самостоятельное издание книги три.

Первый — накопить необходимое количество денег, второй — занять нужную сумму у знакомых/друзей или взять кредит в банке, и, наконец, третий вариант — попробовать краундфандинг.

Первые два варианта просты и понятны, что касается третьего, то он требует пояснений, поскольку о том, что такое краудфандинг «и с чем его едят» знают далеко не все начинающие авторы и писатели.

Термин «краудфандинг» является англоязычным. Он происходит от двух английских слов «сrowd» (толпа, народ, публика) и «funding» (финансирование), и означает добровольное коллективное финансирование какого-либо проекта. В общем, как говорится, в известной поговорке «С миру по нитке, нищему рубашка».

В интернете есть сайты, где каждый желающий может известить мир о своем проекте (в нашем случае об издании книги), рассказать о том, почему соответствующий проект важен и нужен людям, а также попросить помочь с финансированием данного проекта. Разумеется, чтобы все было честно и правильно, перед тем как размещать просьбу о финансировании вашего проекта нужно четко определить размер требуемой суммы. После начала сбора средств необходимо поддерживать открытость сведений о ходе сбора средств (в том числе размере собранной суммы) и затем обеспечить целевой характер расходования собранных денежных средств и т.п.


Вопрос № 8 «Как найти издателя и как подготовиться к переговорам с ним?»

Если вы решили избрать вариант публикации своей статьи/книги издателем, то вам требуется понять, с кем из числа существующих СМИ/издательств имеет смысл вести переговоры по данному поводу.

Для этого важно определить, кому ваш материал может быть интересен.

Ориентироваться имеет смысл в первую очередь на тематические издания. Если вы, скажем, написали статью про выращивание морковки, то соответственно общаться вам нужно с журналом типа «Сад и огород», а если, скажем, вы хотите поделиться с широким кругом лиц путевыми заметками о самостоятельном путешествии в Новую Зеландию, то вам, разумно найти какой-нибудь портал типа «Сам себе путешественник».

Аналогичным образом обстоят дела с книгой. Если вы написали книгу о бизнесе, то вам нужно издательство, специализирующееся на деловой литературе, если книгу для детей, то, соответственно, специализирующееся на детской литературе и т.п.

При этом вы должны учитывать, что первый найденный вами издатель может не заинтересоваться вашим материалом и вам придется продолжить свои поиски издателя.

Поэтому имеет смысл составить список нескольких потенциальных издателей и затем пообщаться с каждым из них.

Если речь идет о статье (заметке, рассказе и т.п.) то, мне кажется, имеет смысл направлять материал в один момент времени только в адрес одного издателя. Если адресат, получивший материал, не заинтересуется им, то только после этого можно смело пересылать материал следующему по списку издателю.

Если разослать материал сразу в адрес многих издателей, то могут возникнуть некоторые сложности и недоразумения. Если одновременно вашим материалом заинтересуются несколько изданий, то вам придется кому-то из них отказать в публикации. Для именитого автора это может быть вполне обыденной ситуацией. Но для начинающего автора это вряд ли приемлемо, поскольку таковое поведение может осложнить ваши последующие отношения с соответствующими издателями. Они вполне могут посчитать вас непостоянным и сумасбродным автором, с которым не стоит иметь дела в будущем.

Если вы боитесь, что ваше письмо может остаться без ответа со стороны издателя, то в своем письме в адрес издателя вы можете указать, что ответ (положительный или отрицательный) вы ожидаете получить до такой-то даты, а в случае неполучения ответа оставляете за собой право направить материал в адрес других издателей.

Относительно книги, вполне можно разослать соответствующий анонс и предложение ее опубликовать сразу в несколько издательств. При этом имеет смысл в тексте письма сообщить адресату, что вы направили предложение опубликовать книгу не только ему, но и ряду других лиц.

Как правило, рассмотрение вопроса об опубликовании книги издательством занимает на порядок больше времени по сравнению с рассмотрением предложения об опубликовании статьи. Поэтому, если двигаться последовательно от одного издателя к другому, то вполне можно «угрохать» год-полтора (а то и больше) на ожидание результатов рассмотрения вашего предложения.

Лично я, при поиске издательства для опубликования написанной мной книги по работе с «дебиторкой» именно так и поступил — разослал анонс и предложение напечатать книгу в адрес порядка десяти издательств. Ответ в ожидаемый мной срок дали два издательства, с одним из которых — издательством «Питер», я затем и оформил договорные отношения.

Перед тем как направлять письмо или звонить в редакцию СМИ или издательство важно подготовиться к предстоящим переговорам. Для этого необходимо сделать следующее.

Во-первых, ознакомиться с требованиями, предъявляемыми соответствующим издателем к авторам и их материалам (тематика, стиль и объем текста, обязательность/необязательность наличия в тексте графических материалов, практических советов/историй из практики и т.п.). Обычно такие требования общедоступны и размещаются на сайте СМИ/издательства.

Во-вторых, определить условия, на которых вы готовы передать свой материал для публикации.

Применительно к статье/заметке/рассказу вы должны найти ответы на ряд важных вопросов. Сколько времени вы готовы ждать опубликования материала (порой от момента одобрения материала издателем, до его опубликования проходит несколько месяцев)? Допустимо ли существенное корректирование вашего текста со стороны издателя или нет? Должен ли быть вам выплачен гонорар издателем или вы сами готовы приплатить издателю за публикацию вашего материала? Должен ли ваш материал в обязательном порядке сопровождаться вашей фотографией/краткой информацией об авторе/вашими контактными данными или это не является обязательным для вас? и т.п.

Применительно к книге вы также должны найти ответы на ряд важных вопросов. Сколько времени вы готовы ждать опубликования одобренной издателем книги? Должен ли быть вам выплачен гонорар издателем или вы готовы взять все расходы на себя? Каким тиражом вы хотите издать книгу? Книга должна выйти в мягком или твердом переплете? Что должно быть запечатлено на обложке книги? и т.п.


Вместо заключения или волшебный рецепт успеха

Рецепт успеха в написании и опубликовании статей и книг, на мой взгляд, очень прост. Его можно выразить так: «писать, писать и еще раз писать, и, разумеется, публиковать». Другого пути нет. Ведь, как выяснил в ходе своих тренировок главный герой известного мультфильма «Кунг-фу панда», никакого волшебного ингредиента для достижения высшего мастерства нет. Нужно лишь практиковаться, практиковаться и еще раз практиковаться. Это в полной мере справедливо не только для достижения вершин в боевых искусствах, но и для обретения писательского опыта и мастерства.


P.S.

Друзья, данная статья получилась довольно большой по объему, но несмотря на это она не освещает исчерпывающим образом всех необходимых вопросов и нюансов, касающихся написания и опубликования статей и книг.

В прошлом году я провел небольшой тренинг на тему «Как написать статью или книгу», в ходе которого практически все вопросы были освещены с достаточной глубиной и широтой. Все прошло очень интересно, весело и здорово. Участники были довольны мероприятием и я тоже.

Если вы хотите:

  • выступить организатором подобного тренинга;
  • принять участие в подобном тренинге (в качестве участника);
  • получить от меня консультацию (разумеется, платную ;-) );

то свяжитесь со мной.

Буд рад помочь в тех вопросах, в которых обладаю знаниями и опытом.

***

С уважением,

Дудин Алексей
юрист и бизнес-консультант
www.adudin.ru

Поделиться в соцсетях: